АРТУР ВАФИН Ѱ

Назад к списку

Манипуляция во благо и во зло

Интервью Артура Вафина для ИД «Управление персоналом»

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — цитирует политолог и психолог Артур Вафин «Фауста» Гете, когда говорит о манипулировании во благо. Однако помимо манипуляции во благо, существует немалое количество зла, которое влечет за собой манипулирование людьми. Обсуждение манипуляции — это погружение в различные пласты реальности, которые мистики называют анима, а психологи сознанием. Чтобы не утонуть в пучине по имени Манипуляция и овладеть этой стихией, поговорим о ней с Артуром Вафиным.


Артур, манипулирование сознанием, не слишком ли эта тема устарела? Не является ли проблема манипуляции сознанием сущей мистификацией, характерной для прошлых эпох, но не для рациональной современности?

Артур Вафин: Давайте на секунду поверим тем психологам, которые занимаются нейролингвистическим программированием. Эти психологи утверждают, что люди манипулируют всегда и везде при любой удобной возможности. В первую очередь это делается для того, чтобы понравиться другим людям. Знаете, даже вопрос — это в некотором роде воздействие, манипуляция. Психоаналитик Жак Лакан утверждал, что вопрос порабощает отвечающего. Яркий пример — вопрос про кошелек или жизнь. «Кошелек или жизнь?» — спрашивает преступник, как бы давая жертве возможность выбора ответа. А что в сути? Выбора-то реального нет! При ответе-псевдовыборе жертва все равно чего-то лишается — жизни или кошелька. Приведенные примеры, конечно, экстравагантны, но доля правды в них есть. Наш язык, мир символов и знаков, в котором мы живем, потенциально манипулятивен. И часто возникают соблазны воспользоваться благами «манипулятивной цивилизации». Поговорим более предметно. «Будь стервой или стервецом!», «Манипулируй бабой или мужиком!». На этих темах паразитируют многие психологи. Что скрывать, прибыльное это дело. Многие девочки-божьи одуванчики и мальчики-ботанчики в движении по жизни, за которым зачастую скрывается банальное движение по карьерной лестнице, готовы отдавать огромные деньги, только бы возглавить пищевую цепочку. 

Человек не рожден, чтобы ползать. Человек может летать, если искренно того желает. Главное — это желание должно совпадать с сущностью человека. Например, всю жизнь хотелось быть художником, а родители заставили поступить в медицинский ВУЗ. Теперь он или она врач. Хороший причем врач, однако, не счастливый. И вот в какой-то момент человек говорит себе «стоп!». Решает, что хватит. И... начинает писать картины, о чем мечталось с детства. Точно также хрупкая нежная женщина может стать стервой. Главное — хотеть этого от себя, а не исходя из желаний в духе «с волками жить, по-волчьи выть». Именно отсюда, из чужих желаний, рождаются все эти неумелые манипуляции над собой, над другими. Результат: комплексы, депрессия, алкоголизм. Бывает случается и суицид.

И только? Только зло? А успех?

Артур Вафин: Да, иногда случается и успех, но нужен ли он на фоне душевной боли, собственно того же зла, но в более приятной упаковке? Так или иначе, манипулировать собой и другими — сейчас это беспрецедентно популярно. Поэтому с манипуляцией следует разбираться тщательно, творчески, по-научному.

Предлагаю совершить этот подкоп к манипуляции и определиться, с чем мы имеем дело?

Артур Вафин: Классическое определение манипуляции заключается в том, что один человек воздействует на другого так, что тот превращается в овощ, объект, если говорить более наукообразно. В русском языке мы можем встретить такое выражение: он ловко манипулировал предметами. Понятно, что речь идет о вещах и только о вещах. Другое дело, когда мы можем сказать следующее: он блестяще манипулирует людьми. Что это значит? Человек-манипулятор вводит людей в такое состояние, в котором они превращаются в вещи. С помощью специальных технологий (зачастую это классический гипноз), человек-вещь перестает ощущать реальность и, главное, собственную волю. В таком овеществленном положении человек способен выполнять ряд приказов, исходящих от манипулятора.

Не могли бы Вы привести примеры из истории?

Артур Вафин: Классика жанра — Троянский конь. На ум мне также приходит такой исторический пример, не столь далекий от нас во времени: в период Первой мировой войны англичане стали использовать листовки, деморализующие противника. Подобная «печатная продукция» сбрасывалась на территорию немцев с самолетов и воздушных шаров. Собственно, последние сами не гнушались использовать подобную тактику. Так, ровно 100 лет назад, в 1915 году немцы делали инфовброс от имени Николая II, якобы жертвы и противника войны, сторонника ее скорейшего завершения: «Солдаты! Отказывайтесь повиноваться вашим вероломным генералам, обращайте свое оружие на всех, кто угрожает жизни и свободе Вашего Царя, безопасности дорогой родины! Несчастный Ваш Царь Николай II». Таким способом немцы пытались деморализовать русских солдат. Во время Второй мировой войны перед вступлением во Францию нацисты засеяли страну печатной пропагандой в форме листьев со следующим содержанием: «Осень, падают листья. Мы упадем сверху, как они. Следующей осенью никто не вспомнит ни мертвые листья, ни мертвых солдат». Очевидно, что перед нами прямое низведение противника до объектного состояния. Этот страшный «осенний листочек» говорит: «Подчинись! Иначе — смерть!».

Или другой исторический пример: США, война во Вьетнаме. Генерал-майор Эдвард Лэндсдэйл в рамках операции против повстанцев на Филиппинах делает следующий манипулятивный ход: известно, что филиппинцы боятся вампиров; одному из убитых повстанцев на шее оставляют надрезы, как будто бы это был укус фантастического существа. Результат — деморализация повстанцев. Правда, по неизвестным причинам в дальнейших действиях руководство США решило опираться на более грубую силу, а не на манипулятивную хитрость. Это если говорить о примерах субъект — объектного манипулирования. Разве есть и другие виды манипуляции? Конечно, есть и наиболее хитрые виды манипуляции сознанием, в которых манипулятор открыто не низводит манипулируемого до состояния вещи, а подстраивается под него, что называется, втирается к нему в доверие. Из примеров можно вспомнить не только эриксоновский гипноз, но и — удивительно! — гуманистическую психологию. Доподлинно известно, что некоторые из представителей гуманистической психологии участвовали в проектах ЦРУ. ЦРУ был весьма симпатичен метод гуманистов, позволявший находить общий язык с шизофрениками. В Центральном разведывательном управлении решили, что коли психотерапевт способен разговорить самых закрытых психически нездоровых людей, то почему бы тот же самый метод не применить к разведчикам? Почему бы не входить к ним в доверие и «не раскалывать»?

Скажите, в таком случае может ли быть манипуляция во благо?

Артур Вафин: Знаете, я бы на этот вопрос ответил словами Мефистофеля из «Фауста» Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Думается, что манипуляция могла бы сказать нечто подобное. Могу привести не самый простой, но все же доступный пример. Надо будет немного пофантазировать. Представим город-государство вроде греческого полиса или даже корпорацию, стоящую перед угрозой разорения, краха. Такие ситуации требуют жертв и новых знаний. Психологический организм человека таков, что с годами ему все труднее воспринимать новое. В психологии это состояние именуется ригидностью, то есть негибкостью. Ниндзя, чтобы скрыться от врагов, часто выворачивали и сдвигали суставы, чтобы спрятаться в узком проеме. Чтобы уметь давать отпор конкуренту, необходимо быть психологически устойчивым и в то же время гибким, уметь вовремя выворачивать «психологические суставы», иначе увернуться от психологического оружия не удастся. Взрослому человеку (зачастую от 25 и реже с 18 лет) становится сложно воспринимать новое. Следует уточнить: с годами приходит опыт, но этот опыт, что называется, «замыливает глаз», поэтому необходима выработка гибкости.

Как же этого достичь, спросите вы? Я отвечу: за счет тренировок, где мастер манипулирует своими учениками. Речь не об учениках школ. Манипуляции школьниками, как и любыми несовершеннолетними людьми, недопустимы! На какой-то момент ученики (еще раз: не школьники!) должны сознательно отказаться на время от своих интересов и своего Я, все забыть, потому что на кон поставлено благо города-государства или, как более частный случай, корпорации, от которой многое зависит в жизни этого полиса. Ученики должны все забыть и стать для учителя пустыми сосудами, которые заполнятся, а на самом деле дополнятся новым знанием: «Ученики, ради общего блага полиса, ради вас самих, ваших сынов, дочерей, жен, матерей и отцов, ради блага нашего града, во имя процветания страны, станьте на время подчиненными, забудьте о свободе воли, станьте единым целым, будьте кулаком, способным ударить по врагу, каждый в ответе за каждого, один за всех и все за одного»! — именно такими могут быть слова учителя, мастера, манипулятора, человека, знающего, что город-государство (корпорация) в опасности, что пришло время отказаться от частных и личных интересов.

И здесь мы с вами видим поразительную диалектику, когда человек манипулирует другим человеком, добровольно ставшим объектом. Вспомним фантастические произведения, где несчастного парализованного человека помещают в роботизированную конструкцию с целью механически оживить немощное тело. В целях спасения подобные манипуляции допустимы. Они несут благо. Сказанное — крайняя ситуация. Однако крайности возникают внезапно, нежданно-негаданно. Петр Великий сказал: «Мир — хорошо, однако при том дремать не надлежит, чтоб не связали рук, да и солдаты чтоб не сделались бабами». К крайностям надо быть готовыми: физически, материально (техника) и ментально, психологически. «Выиграем ли мы серьезную битву с нашим сегодняшним психологическим настроем»? — самый страшный вопрос, который сегодня может задать себе как руководитель компании, так и руководитель государства. Сможем ли? Если есть хотя бы капля опасения, что нет, можем не выстоять, то надо тренироваться. Причем тренироваться не на мастер-классах по остервенению у психологов-недоучек, а у профессионалов.